15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей

Ежегодно, начиная с 15 марта 1994 года, в России отмечается Всемирный день прав потребителей, проводимый под эгидой Организации Объединенных Наций. По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций каждый год определяет тематику Всемирного дня прав потребителей.

В 2024 г. он проходит под девизом «Fair and responsible Al for consumers» – «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».

В последние годы искусственный интеллект стал неотъемлемой частью цифрового мира, проникнув в большинство сфер жизни людей от профессиональной деятельности до развлечений, оказав огромное влияние на развитие ключевых областей экономики – банкинга, ретейла, медицины и промышленности.

Несмотря на множество преимуществ искусственного интеллекта, в Роспотребнадзоре обеспокоены тем, что его применение может иметь серьезные последствия для безопасности потребителей, такие как распространение ложной информации и нарушение конфиденциальности. В настоящее время правовой статус искусственного интеллекта законодательно не определен и нет ясности, кто несет ответственность за создание и распространение недостоверной или неточной информации, попадающей в открытые источники при использовании искусственного интеллекта.

Мероприятия, организованные в рамках Всемирного дня прав потребителей, направлены на осуществление комплексного подхода к обеспечению эффективной защиты прав российских потребителей от рисков, связанных с использованием платформ, управляемых искусственным интеллектом. В них примет участие Роспотребнадзор совместно со всеми участниками национальной системы защиты прав потребителей, к которым отнесены государственные органы власти, органы местного самоуправления и общественные организации.

Для того, чтобы в полной мере реализовать право потребителей на получение консультационной помощи в информационной телекоммуникационной сети Интернет функционирует государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей (ГИС ЗПП), созданный Роспотребнадзором по поручению Правительства Российской Федерации.

Доступ к ресурсу осуществляется по адресу: http://zpp.rospotrebnadzor.ru.

Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений. Также размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.

Для потребителей г. Москвы функционирует популярный потребительский ресурс – Портал потребителя города Москвы https://prav.mos.ru . 

Задуманный как совместный проект Правительства Москвы и Управления Роспотребнадзора по городу Москве, данный интернет-ресурс сегодня является частью единой московской экосистемы цифровых сервисов.

Для регистрации на Портале достаточно иметь учетную запись на https://prav.mos.ru.

Материалы и сервисы Портала потребителя также  доступны на сайте: https://www.sobyanin.ru/zaschita-prav.

Цель создания Портала потребителя – понятным языком донести до граждан   алгоритмы действий в той или иной возникшей ситуации  и предложить готовые шаблоны документов (образцы исков, претензий), чтобы самостоятельно и с минимальными затратами времени и сил суметь  отстоять свои права.

Сервис Портала «Электронный помощник» https://prav.mos.ru/solver   – это конструктор составления претензий и судебных исков по вопросам защиты прав потребителей,  которым может воспользоваться любой человек, не обладающий специальными знаниями.

С момента запуска ресурса (с сентября 2022 года) к его материалам потребители обратились более 950 тысяч раз, при этом больше 594 тысяч посещений зафиксировано в 2023 году. К библиотеке знаний Портала ежемесячно обращались в среднем 50 тысяч человек, из них 57% составили женщины, а средний возраст пользователей колеблется между 25 и 44 годами. Чаще всего посетителей интересовали материалы об активном   отдыхе. При этом публикациями о сдаче и возмещении стоимости купленных билетов при изменении планов, отмене или переносе мероприятия, а также о возврате денег за неиспользованный абонемент в фитнес-клуб или оплате ущерба при получении травмы во время занятий спортом интересовались более 18% посетителей портала. Публикации, рассказывающие о защите потребительских прав в сфере строительства и ремонта, были актуальны для 14,8% пользователей. Около 13,6% посетителей ознакомились с материалами по защите прав потребителей финансовых услуг; видеоинструкции о выборе, покупке и возврате одежды и обуви интересовали 11,8% посетителей.

Больше информации о Портале потребителя города Москвы по ссылке: https://prav.mos.ru.

В рамках празднования Всемирного дня защиты прав потребителей отделом консультационных услуг для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» с 11.03.2024г. по 22.03.2024г.  будет проводиться тематическая «горячая» линия по актуальным вопросам защиты прав потребителей в судебном порядке.

Консультирование проводится по телефонам:

8 (495) 687-39-61

8 (495) 687-26-31 

Адрес: г. Москва, Графский пер., д. 4 стр. 2,3,4,

Электронная почта: fguz@mossanepid.ru.